На подмостках сцены: музыкальный театр начала ХХ века
Заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ Алла Алексеевна Семенюк. Открытие выставки
Это время характеризуется ярким развитием русского музыкального искусства, впитавшим в себя достижения западноевропейской культуры, основы русской национальной школы (Михаил Иванович Глинка, «Могучая кучка», Пётр Ильич Чайковский) и открывшим свои собственные пути развития (молодые Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, чуть позже — Дмитрий Шостакович).
Музыкальный театр был составной частью русской культуры. Широко известны на рубеже веков были петербургский Мариинский и Большой театр в Москве. Знаменитые певцы — Фёдор Иванович Шаляпин, Иван Васильевич Ершов, Леонид Витальевич Собинов, Надежда Ивановна Забела-Врубель, Пётр Андреевич Лодий, Пётр Сергеевич Оленин, Вера Николаевна Петрова-Званцева, балетмейстеры и танцовщики — Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина, Анна Павлова завоевали симпатии русской и зарубежной публики.
Уникальным театральным проектом 1908—1914 годов стали знаменитые «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже и Лондоне. Сергей Дягилев, антрепренёр, русский театральный деятель, человек с прекрасным чутьём, внёс огромный вклад в искусство балета ХХ века.
Начало века также подняло на новую ступень театральную критику, режиссуру, сценографию. Над художественным оформлением музыкальных спектаклей работали Виктор Михайлович и Аполлинарий Михайлович Васнецовы, Михаил Александрович Врубель, Константин Алексеевич и Сергей Алексеевич Коровины, Исаак Ильич Левитан, Сергей Васильевич Maлютин, Василий Дмитриевич Поленов, Валентин Александрович Серов.
Куратор выставки — главный библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей РГБ Людмила Александровна Лейченко. Открытие выставки
Представленные на выставке материалы из фондов Российской государственной библиотеки и частной коллекции позволяют максимально полно раскрыть музыкально-театральную эпоху начала века. Фундаментальный труд «Частная опера в России» (М., 2007), где прослеживается путь становления частного оперного дела в России с древнейших времён до рубежа XIX—XX веков, включает очерки о театре Лианозова, Московском свободном театре, оперном товариществе Иллариона Прянишникова, театре Саввы Мамонтова и других частных опер. Здесь же можно увидеть репертуарные списки этих театров, имена исполнителей, художников, огромное количество рисунков, фотографий. Таким же полномасштабным исследованием является «История оперы Зимина» (М., 2005).
Деятельность частных театров сыграла значительную роль в утверждении на русской оперной сцене принципов реалистичности и художественной цельности спектакля. В этих театрах ставились произведения русской композиторской школы, прежде всего оперы Михаила Ивановича Глинки, Александра Сергеевича Даргомыжского, Петра Ильича Чайковского, Александра Порфирьевича Бородина, Николая Андреевича Римского-Корсакова, Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова и др. По словам известного советского музыковеда Бориса Владимировича Асафьева, опыт частного театра «надо считать поворотным пунктом в истории не только русского оперного спектакля, но и всей истории русской оперной музыки».
Выставка «На подмостках сцены» знакомит посетителей с исследованиями творчества Фёдора Ивановича Шаляпина, Надежды Андреевны Обуховой, Иоакима Викторовича Тартакова, Антонины Васильевны Неждановой. Особенно хочется отметить творческую и духовную связь известного тенора того времени Ивана Васильевича Ершова и Николая Андреевича Римского-Корсакова. Известно, что певец выступал во многих операх композитора на сцене театров Саввы Мамонтова и Сергея Зимина. Римский-Корсаков очень ценил этого исполнителя, и в знак глубокого уважения на экземпляре издания романсов на слова А. Пушкина и А. Майкова «Поэту» (Лейпциг: М. П. Беляев, 1898) оставил автограф: «Ивану Васильевичу Ершову на память от сочинителя. Н. Римский-Корсаков. 23 ноября 1905». Оригинал этого издания хранится в РГБ и представлен на выставке.
В экспозиции представлен уникальный двухтомный энциклопедический словарь «Отечественные певцы. 1750—1917» (М., 1991, 2000), составленный известным российским певцом, заслуженным артистом России Аркадием Михайловичем Пружанским.
Интерес представляют книги, посвященные балету. На выставке можно познакомиться с творчеством Агриппины Вагановой, Анны Павловой, Вацлава Нижинского, Тамары Карсавиной, а также с оригиналами диссертаций по теме балетного искусства: В. Голубова «Проблемы балета и творчество Г. Улановой» (1950) и А. Соколова «Петроградский балет начала 1920-х годов и Ф. В. Лопухов» (1974). Их для выставки «На подмостках сцены» предоставил отдел диссертаций РГБ. Балетная экспозиция дополняется знаменитой энциклопедией «Балет» (ред. Ю. Григоровича. М., 1981), ставшей первой в СССР энциклопедией, посвящённой этому виду искусства.
Отдельного внимания заслуживают демонстрируемые на выставке издания «малого формата» и листовые издания. Впервые представлена газета «Музыкальный листок» (книжного формата; выходила в России с 1872 года), где подробно освещалась музыкальная жизнь: здесь печатались обозрения, анонсы, критические статьи, очерки по истории музыки и т.д. Также впервые на выставке экспонируются изящные театрально-концертные программки 1906 и 1908 годов (акварель; украшены шёлковыми ленточками), программы и либретто сценических спектаклей, в оформлении которых принимали участие такие художники, как Пётр Афанасьев (программа Императорского Большого театра, 1913), Александр Головин (обложка либретто балета Игоря Стравинского «Жар-птица» для постановки в Государственном академическом театре оперы и балеты, бывшем Мариинском, 1921). А в одной из витрин выставки — набор спичечных этикеток на тему балета из фонда отдела изоизданий Российской государственной библиотеки.
Театрально-концертные программки. 1906, 1908 |
Бóльшая часть экспозиции представляет нотные издания ранних сценических произведений Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича. Все три композитора являются знаковыми фигурами своего времени, внесшими огромный вклад в русскую музыкальную культуру первой трети ХХ века, в частности в музыкальный театр. Реформаторский характер произведений определился сразу: новаторское обращение к фольклору и его героям, новые формы наполнились новой музыкой, отличавшейся яркой театральностью мышления, зримостью жестов, воплощенных средствами музыки, интонационной пластикой, свежей гармонией, сочной оркестровкой, острым ритмом.
Балеты Игоря Стравинского «Жар-птица» (хореограф Михаил Фокин, Жар-птица — Тамара Карсавина, 1910), «Петрушка» (хореограф Михаил Фокин, Петрушка — Вацлав Нижинский, 1911), «Весна священная» (хореограф Вацлав Нижинский, 1913) стали для европейцев своеобразным окном в русский мир. В театре Стравинского сочетаются черты русской сказки, кукольного театра, скоморошьего действа игры и вместе с тем приёмы комедии дель арте, оперы-сериа/буффа, средневековых мистерий.
Музыкально-сценические произведения Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича продолжают реформу жанра музыкального театра. Ранние произведения Прокофьева вызывали массу споров; с первых шагов в музыке он заявил о себе, как о новаторе. Ему была близка театральная атмосфера, где можно было заниматься поиском новых выразительных форм. Его музыка была яркой и непривычной. Знакомство с Дягилевым приводит к балету на русскую тему («Шут»), позже через несколько лет — на тему советскую («Стальной скок»). В эти же годы молодой композитор обращается к созданию оперы «Любовь к трем апельсинам» (по заказу Чикагского театра), пытаясь возродить форму и стиль старинной итальянской комедии дель арте.
Среди ранних музыкально-сценических произведений Дмитрия Шостаковича выделяются его балеты «Золотой век» (1929), «Болт» (1931) и опера «Нос» (по повести Николая Гоголя, 1927—1928).
На выставке можно познакомиться с ранними изданиями клавиров и партитур сочинений Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича.
Выставка продлится до 20 октября. Вход по читательским билетам.
Набор спичечных этикеток на тему балета из фонда отдела изоизданий РГБ. 1957